Человек всегда хотел уметь летать, как птица. Изобретение самолета осуществило давнюю мечту человечества о покорении неба, но и потребовало его защиты от тех самых птиц, которые когда-то дали крылья идее управляемого полета. В аэропортах вопросы безопасного сосуществования «железных» птиц и их пернатых сородичей решают орнитологи.
- Юрий Александрович, что главное в работе авиационного орнитолога и чем Ваша работа отличается от работы обычного орнитолога?
- Вообще орнитолог это биолог, специализирующийся на изучении птиц. Он наблюдает их, выявляет ореолы обитания различных видов птиц, изучает физиологию, рацион питания, образ жизни и т.д. Эти знания помогают ему в деятельности по охране редких видов птиц.
У меня, как у авиационного орнитолога задача другая я обеспечиваю безопасность полетов, создавая дискомфортные условия для нахождения птиц на территории аэродрома и прилегающей местности.
- Каким образом такие условия можно создать?
- Прежде всего, необходимо устранить факторы, способствующие птичьему соседству и, конечно, организовать отпугивание птиц. Здесь как раз и требуются базовые знания орнитологии. Понимая, какие птицы обитают в зоне аэродрома, что их сюда влечет и как можно изменить их поведение, можно эффективно решать вопросы обеспечения безопасности.
На аэродром Кневичи залетают воробьи, голуби, фазаны. Но наибольшую опасность представляют чайки и водоплавающие, которые в изобилии распространены в Приморском крае. К факторам, привлекающим птиц на аэродром, относятся стихийные миграции, гнездование и т.д. Поэтому в плановом порядке требуется постоянно осматривать вверенную территорию, проводить ее зачистку от гнезд, обрезать деревья, своевременно окашивать траву, чтобы максимально осложнить условиях для нахождения птиц в пределах нашего воздушного пространства.
- Наверняка в арсенале авиационных орнитологов предусмотрены и какие-то специализированные средства для отпугивания птиц?
- Да, мы используем стационарные и мобильные биоакустические установки с разными радиусами действия, различные пиротехнические средства, пневматические пистолеты и ружья, пропановые пушки и лазерные пистолеты. Широкий спектр средств отпугивания необходим из-за быстрого привыкания птиц. Только комплексный подход помогает добиваться хорошего результата.
- Что собой представляет биоакустическая установка?
- Это комплекс с программируемой подачей сигнала. В основе работы установки - воспроизведение в акустическом диапазоне тревожных криков птиц и других специальных сигналов. Сигнал тревоги отпугивает пернатых в радиусе до 500 метров и предотвращает скопление птиц на летном поле.
- Ваши подопечные, если можно так выразиться, очень мобильны, свободолюбивы и непредсказуемы. Вероятно, усидеть при такой работе на одном месте вряд ли удается. Как строится Ваш рабочий день?
- Рабочий день у меня начинается в 8 утра. Первое, что нужно сделать это объехать аэродром и осмотреть их на наличие скоплений птиц на взлетной полосе. Как раз утром, примерно с 8 до 12 часов, начинаются перелеты различных видов птиц на кормление и отдых. Вообще в течение дня патрулировать местность необходимо 5- 6 раз. А поскольку территория у нас огромная, основную часть времени я провожу в условиях полевой работы. Если на каком-то участке аэродрома зафиксировано скопление птиц, провожу мероприятия по отпугиванию с помощью технических средств. Далее проверяю и обслуживаю установленное на аэродроме оборудование. В зависимости от орнитологической ситуации на аэродроме определяю место расположения оборудования. Стараюсь находить время и для повышения уровня профессиональной компетенции знакомлюсь с опытом других аэропортов в вопросах орнитологической защиты аэродромов. Дорабатываю комплекс мероприятий по предупреждению скопления птиц на аэродроме в зависимости от времени года и их отпугиванию.
- Известно, что аэропорт ОАО «МАВ» проводил конкурс на проведение комплексного научного орнитологического обследования. Что это будет за исследование?
- Научное исследование будет длиться порядка полутора лет. Этот период позволит максимально точно изучить популяции птиц и их поведение с учетом сезонности и других факторов. Для проведения этого исследования необходимо привлечь компетентных специалистов. На основе исследования будет разработан орнитологический паспорт нашего аэропорта, который позволит еще эффективнее защищать самолеты от таких милых, но крайне опасных для авиации представителей природы.